Tuesday, February 28, 2012

Позиции для игры на ай-паде в картинках

Потому что просто сидя - скучно.







Концерт

К нам часто приходят в гости Итан и его младший братик Клэйс, потому что мы с их мамой соседи и подруги. Пока мамы общаются за чашечкой кофе, детки носятся как ураган весело играют и каждый раз удивляют нас чем-то новеньким. Недавно, например, у нас был рок-концерт.






Thursday, February 16, 2012

Сегодня обнаружилось, что Ариняша умеет играть на флейте.

 У нее режутся зубки (по крайней мере, я на это списываю ее неадекватное поведение в последние несколько дней), поэтому ребенок хочет постоянного внимания и что-нибудь погрызть. Она придумала беспроигрышный способ добиться того, чтобы ее взяли на ручки: подползает к маме или папе (в большинстве случаев все-таки к маме, но на безрыбье и папа - кавалер), встает, цепляясь за штанину и начинает заглядывать в глаза, жалобно при этом попискивая. Ну у кого хватит жестокости не взять на ручки это бедное создание?
Поэтому сегодня я жарила блинчики одной правой, при этом ребенок в левой довольно улыбался и поедал кусочки вышеупомянутых блинчиков так, что за ушами хрустело. Мало, что только 7 месяцев и пока один зуб. Потом она у Насти стащила кусок пластилина и, естественно, решила попробовать его. Рот держала закрытым намертво (ученая уже, знает, что мама сейчас отберет вкуснятину) и таки малюсенький кусочек проглотила. Язык был потом зеленый. С Настей я бы пила валерьянку и звонила врачу, а так только вздохнула, убрала глину повыше и порадовалась, что сейчас все нетоксичное делают. Ругаю ее, а эта хулиганка в ответ только широко улыбается. Она вообще всегда улыбается, просто солнечный ребенок. Даже сквозь слезы. Первая улыбка дня - старшей сестре или коту, кто первый на глаза попадется. Говорит "бабаба", "дадада", "ей!", хлопает в ладоши, под музыку отбивает ритм, понимает свое имя, Настя, мама, папа, иди сюда, котик. "Нельзя" она тоже знает, но разыгрывает недоумение. Больше всех любит Настю. Ползает за ней следом и наблюдает, радуется безумно, когда та возвращается откуда-нибудь. Как-только я открываю холодильник, Ариша включает скорость и бегом ползет (иначе не скажешь) на кухню, чтобы в этот холодильник залезть. Может за минуту из него подоставать все, что плохо низко лежит. Я иногда разрешаю, потому что уважаю Монтессори, а иногда нет, потому что жалко холодильник. Вообще не ожидала, что ребенок так быстро вырастет. Где мой бэби? Но на самом деле - это мой любимый возраст, всегда поражаюсь, как этот маленький кусочек тебя превращается в совершенно отдельную личность, раскрывается характер и темперамент. Как же здорово быть мамой!

Wednesday, February 15, 2012

День Святого Валентина

Это день, которому радуются производители шоколадных конфет и продавцы цветов, день, в который часто признаются в любви и делают предложения, а также еще один повод порадовать любимых. По-моему, замечательный праздник.

Праздничный обед


Настина Валентинка для папы:


Наша с Брентом песня, под которую нам вчера удалось даже потанцевать. Впервые, наверное, за последние несколько месяцев мы остались дома без малышек и были рады просто побыть наедине. Когда у тебя двое детей, за романтику приходится бороться.


                                

Sunday, February 5, 2012

Утащенное с Facebook

Однажды, тридцать пять лет назад, один советский спортсмен навсегда оставил 
занятия спортом. Казалось бы, ничем не примечательная история, таких в 
спортивном мире — тысячи. Но это — лишь на первый взгляд. Потому что речь 
идет (приготовьтесь считать!) об 11-кратном рекордсмене мира, 17-кратном 
чемпионе мира, 13-кратном чемпионе Европы, 7-кратном чемпионе СССР. 
Спортсменов с таким «послужным списком» во всей истории спортивных 
состязаний можно перечесть по пальцам. И вот на пике своей формы, в зените 
славы и карьеры он вдруг уходит из большого спорта, чтобы через несколько 
лет открыть в Москве маленькую мастерскую по пошиву обуви. Этот человек в 
полном смысле этого слова закопал свой талант в землю, вернее — утопил его в 
ледяной и грязной воде Ереванского озера. Но упрекнуть его за это вряд ли 
повернется язык даже у самых горячих болельщиков.


…В тот день, 16-го сентября 1976 года, в Ереване сорвался в воду троллейбус, 
проезжавший по дамбе. Девяносто два пассажира оказались заживо погребены 
на десятиметровой глубине. Все они были обречены на неминуемую гибель, 
если бы не одно обстоятельство: именно в это время вдоль озера совершал 
тренировочную пробежку многократный чемпион мира по подводному 
плаванию Шаварш Карапетян. Впоследствии эксперты признают: никто на свете 
просто физически не смог бы сделать того, что сделал тогда Шаварш. Нырнув в 
замутненную падением троллейбуса воду, он разбил ногами заднее стекло, и 
стал вытаскивать потерявших сознание пассажиров. Более двадцати минут в 
ледяной воде. Двадцать спасенных жизней. На самом деле он вытащил из 
троллейбуса больше людей, но не всех удалось спасти. Когда Шаварш 
очередной раз выныривал на поверхность, столпившиеся на дамбе прохожие 
видели, что все его тело истерзано осколками разбитого окна.

Потом, на вопрос — что же было тогда самым страшным? — Шаварш ответил:

«Я точно знал, что, несмотря на всю мою подготовку, меня хватит лишь на 
определенное количество погружений. Там на дне видимость была нулевая, 
поэтому я на ощупь хватал человека в охапку и плыл с ним наверх. Один раз я 
вынырнул и увидал, что в руках у меня… кожаная подушка от сиденья. Я 
смотрел на нее и понимал, что цена моей ошибке — чья-то жизнь. Эта подушка 
потом не раз снилась мне по ночам».

Такой подвиг стоил ему тяжелейшей двусторонней пневмонии, осложненной 

общим заражением крови — в озеро сбрасывались городские канализационные 
стоки. Врачи с огромным трудом спасли ему жизнь, но о возвращении в спорт не 
могло быть и речи: Шаварш Карапетян стал инвалидом.
Он навсегда погубил свой выдающийся талант пловца. Но дар любви к людям, 
столь же щедро отпущенный ему Господом, он преумножил за эти страшные 
двадцать минут многократно. 


Кем мы восхищаемся, кому стремимся подражать? Вот такие люди должны быть примером для нас, и быть напоминанием о том, что самое главное в жизни - не слава, богатство  и успех, как навязывает нам все настойчивее современная культура. Я помню, был мультик, где нехороший герой говорил: "Люби себя, чихай на всех и в жизни ждет тебя успех!", и мы смотрели, смеялись и понимали, что это не так, что правильно - наоборот. А недавно я прочитала практически те же слова в советах по воспитанию самооценки у детей в одном из журналов для родителей. Надеюсь, что нам удастся привить нашим дочерям такие, казалось бы, простые общечеловеческие ценности. 

Friday, February 3, 2012

Любимым посвящается


Давайте восклицать, друг другом восхищаться.
Высокопарных слов не надо опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты -
Ведь это все любви счастливые моменты.

Давайте горевать и плакать откровенно
То вместе, то поврозь, а то попеременно.
Не надо придавать значения злословью,
Поскольку грусть всегда соседствует с любовью.

Давайте понимать друг друга с полуслова,
Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.
Давайте жить во всем друг другу потакая,
Тем более что жизнь короткая такая.

Из-за чего чаще всего наступает разлад в отношениях? Из-за мелочей. Из-за ерунды: невымытой тарелки, косого взгляда, неправильно сказанного слова. Большие-то проблемы - они критичны, от них не отмахнуться, и приходится решать, а вот такая ерунда как червь точит и постепенно может разрушить близость и украсть радость. Давайте им не давать этого делать, а? Давайте прощать и не тратить время и силы на "восстановление справедливости", а лучше посвятим их тому, чтобы дарить тепло своим любимым.



Monday, January 30, 2012

А у нас весна в январе

 Гуляли с девочками в одних свитерках, запасались витамином Д и положительными эмоциями. Теплу обрадовались не только мы, и в парке было  полно детворы. Но какая все же меткая пословица: "Хорошо там, где нас нет" (или англоязычный вариант: "С другой стороны забора трава всегда зеленее"). Сидя в гостиной с открытыми окнами, мы с Брентом сокрушались о том, что нам, кажется, не удастся этой зимой покататься на лыжах. Снега ведь этой зимой практически не было! Неделю назад выпал, и во дворе образовался крошечный островок, в котором радостные девочки успели немного поиграть, но и тот на следующий день растаял. Мы даже снеговика построить не успели, зато Ариша попробовала снег на зуб.





Saturday, January 14, 2012

Ариняшкина двойняшка

Ах как мне нравится эта девочка в зеркале! А можно я ее поцелую? Кого-то она мне очень сильно напоминает ... Думаю, мы подружимся!






Другие фотографии из нашего зимнего альбома можно посмотреть ЗДЕСЬ.

Saturday, January 7, 2012

Уродливый кот

Друзья, заранее прошу прощения, если этот рассказ заставит вас плакать. Я сама так рыдала, и вспоминала детство, когда тащила в дом всех подряд бездомных животных, потому что не могла иначе. Но это так надо, чтобы не черстветь душой ...



УРОДЛИВЫЙ КОТ

Мир, увы, не всегда спасает красота. Мы правильно живём в этом мире, если правильно любим его.


«Каждый обитатель нашего дома, в котором жила и я, знал, насколько Уродливый был уродлив наш местный кот.

Уродливый любил три вещи в этом мире: борьба за выживание, поедание "чего подвернётся" и, скажем так, любовь. Комбинация этих вещей плюс бездомное проживание на нашем дворе, оставила на теле Уродливого неизгладимые следы.

Уродливый кот имел только один глаз. С той же самой стороны отсутствовало и ухо, а левая нога была когда-то сломана и срослась под каким-то невероятным углом, благодаря чему создавалось впечатление, что кот всё время собирается повернуть за угол. Его хвост давно отсутствовал. Остался только маленький огрызок, который постоянно дёргался. И, если бы не множество шрамов, покрывающих голову и даже плечи Уродливого, его можно было бы назвать тёмно-серым полосатым котом.

У любого, хоть раз посмотревшего на него, возникала одна и та же реакция: "До чего же Уродливый кот!". Всем детям было категорически запрещено касаться его. Взрослые бросали в него бутылки и камни, чтобы отогнать подальше и поливали из шланга, когда он пытался войти в дом, или защемляли его лапу дверью, чтобы он не мог выйти.

Удивительно, но Уродливый всегда проявлял одну и ту же реакцию. Если его поливали из шланга - он покорно мок, пока мучителю не надоедала эта забава. Если в него бросали что-то - он тёрся о ноги, как бы прося прощения. Если он видел детей, он стремглав бежал к ним и тёрся головой о руки и громко мурлыкал, выпрашивая ласку. Если кто-нибудь всё-таки брал его на руки, он тут же начинал сосать уголок блузки, пуговицу или что-нибудь другое, до чего мог дотянуться.

Но, однажды на Уродливого напали соседские собаки. Из своего окна я услышала лай псов, его крики о помощи и команды «фас!» хозяев собак, и тут же бросилась на помощь. Когда я добежала до него, Уродливый Кот был ужасно искусан, весь в крови и почти что мёртв. Он лежал, свернувшись в клубок, дрожа от страха и боли. Его спина, ноги, задняя часть тела совершенно потеряли свою первоначальную форму. Его грустная жизнь подходила к концу. След от слезы пересекала его лоб.

Пока я несла его домой, он хрипел и задыхался. Я бегом несла его домой и больше всего боялась повредить ему ещё больше. А он тем временем пытался сосать моё ухо.

Я остановилась и, задыхаясь от слёз, прижала его к себе. Кот коснулся головой ладони моей руки, его золотой глаз повернулся в мою сторону, и я услышала... мурлыкание! Даже испытывая такую страшную боль, кот просил об одном - о капельке любви! Возможно, о капельке сострадания... И в тот момент я думала, что имею дело с самым любящим существом из всех, кого я встречала в моей жизни. Самым любящим и самым-самым красивым. Он только смотрел на меня, уверенный, что я сумею смягчить его боль.

Уродливый умер на моих руках прежде, чем я успела добраться до дома, и я долго сидела у своего подъезда, держа его на коленях.

Впоследствии я много размышляла о том, как один несчастный калека смог изменить мои представления о том, что такое истинная чистота духа, верная и безпредельная любовь. Так оно и было на самом деле. Уродливый сообщил мне о сострадании больше, чем тысяча книг, лекций или разговоров. И я всегда буду ему благодарна. У него было искалечено тело, а у меня была поцарапана душа. Настало и для меня время учиться любить верно, и глубоко. Отдавать любовь ближнему своему без остатка.

Большинство из нас хочет быть богаче, успешнее, быть сильными и красивыми.

А я буду всегда стремиться к одному - любить, как Уродливый кот...

Поделитесь этим рассказом со своими друзьями. Пусть люди прочтут.

Thursday, December 29, 2011

Колыбельная

Каждый вечер перед сном Арианна поднимает глаза к потолку, на котором ну абсолютно ничего нет, и начинает изо всех сил улыбаться и "разговаривать". С кем, спрашивается? Один мудрый человек считает, что это она ангелов видит, что совсем маленькие детки еще способны видеть этот чудесный мир. И правда, так приятно думать, что каждую ночь с неба спускается ангел, чтобы охранять покой и сон моих малышей.
Плюс чудесная колыбельная в тему от Сары Гроувз.
 Angels Watching Over Me (Album Version)

Saturday, December 24, 2011

Счастливого Рождества!


Очень милая сценка - детский взгляд на Рождественскую историю.

Saturday, December 17, 2011

Креативчик

Смотрите, какую картинку нарисовала Настя сегодня. Абсолютно сама, без всякой моей помощи! Сначала она оригинал обвела, а потом срисовывала с него глазки, клюв и крылышко. А я всегда считала, что в два с половиной года дети не могут еще предметы рисовать, только каляки-маляки.

Friday, December 16, 2011

Вечер

Блинчики на ужин, купание, два мягких полотенца, детский крем, две пижамки, две сладко пахнущие шампунем и детством кудрявые головки на подушках ... Прыгаем по кровати, надо игрушки, попить, нежности и обнимашки, сладкое причмокивание (Ариняша), тихий шепот на ушко "Мама, я тебя так люблю, forever and ever and always" (Настасья) и наконец-то приходит долгожданный момент - они засыпают, никакой активности, только синхронное посапывание маленьких носиков, периодически переходящее в похрапывание. Уфф ... Можно прибрать разгром из игрушек в гостиной нет на это нет сил все равно же утром за 15 минут все разнесут  выпить теплое молоко с маслом и медом (болит горло) и покопаться в интернете. Вообще-то молоко готовилось для Насти, но я не смогла довести его до идеальной температуры, то ей было слишком горячо, то холодно, то чашка не та, в общем, пить его она наотрез отказалась. Упрямая до ужаса, в кого бы это, хе-хе. Бедный кот приходит за лаской, его весь день игнорировали (я) либо, наоборот, пытались подергать за уши и пососать (не я). Глажу его. Подожди, Харли, это она еще ползать толком не умеет. Настя как-то спокойно к коту относилась, а Ариняша весьма им заинтересована. Предчувствуя неладное, киса держится от нее подальше.
 Завтра Настю бабушка с дедушкой заберут в Хэмптон, с визитом к  прабабушке Мо, а мы уже следом подъедем в воскресенье. Не люблю там ночевать с детьми. Мама в законе сегодня звонит и говорит, давай, мол, мы тебе поможем, заберем Настю с собой в Хэмптон заранее, ты отдохнешь, и т.д. Я говорю, что вроде и не особо устала, тут даже выспалась, да и режим собъется, и не люблю ее оставлять на ночь, да и приболела она. Начинаю понимать, что где-то подвох, что-то уж очень настойчиво она предлагает помощь. Никак не привыкну к ее манере общаться, это как какой-то пазл. Иногда приходится только догадываться, что ей движет в тех или иных случаях. Наконец говорит, что хочет, чтобы Настя пообщалась с бабушкой Мо, "потому что кто знает, сколько она еще будет с нами..." (сразу вспоминается My Big Fat Greek Wedding). Она и правда сильно сдала за последний год. Ну только почему мама в законе мне так сразу и не сказала?  Причем тут "мне отдохнуть" и почему она считает, что для меня это - лучшая мотивация, чем больная старушка? Если бы предупредили, может, вместе бы с ними заранее поехала. Не люблю, когда мной манипулируют. Но ради бабушки Мо дочку с ними отпущу, что я, изверг?  Брент унаследовал от мамы в законе некоторые проблемы с коммуникацией, которым сначала я только поражалась, но он быстро понял, что со мной лучше прямо и честно. Теперь он мне ее иногда "переводит". Нет, она хорошая, просто мы очень, ну очень разные. С папой же в законе все прелестно, мы можем часами болтать и с ним по-настоящему интересно. Вот. Выговорилась. А начинала писать совсем не про это.

Monday, December 12, 2011

Интересная статья

Статья Валерия Духанина, взято с сайта www.pravoslavie.ru. Очень похоже на то, что я думала по поводу дискуссий о поясе Богородицы. Кому-то - одежда Петра, а кому-то - амулетик "на всякий случай".

Магия и магизм далеко не одно и то же. Магия – это оккультная практика, а магизм – мировидение, выстроенное по принципам магии. Бывает, человек сроду не занимался магией, однако в своем мировоззрении, поступках, взглядах на жизнь проявляет очевидный магизм. В наши дни в этих понятиях важно разобраться, поскольку часто саму религию понимают как что-то магическое.

Попытаемся уяснить, прежде всего, что же такое магия.

Магия (лат. magia – колдовство, волшебство) есть совокупность обрядов и действий, ставящих целью влиять на окружающую действительность с помощью таинственных сил. Это заговоры, заклинания, привороты и отвороты, всевозможные сопутствующие ритуалы (например завязывание узлов, написание определенных слов и схем), а также необходимые инструменты: талисманы, ножи, иголки, кости, волосы, кровь, смола, травы и т.п.

Обыкновенно к магии обращаются как к удобному подручному средству, не требующему серьезных душевных затрат. Ведь это же так просто – произнести словесную формулу, дунуть, плюнуть и верить, что теперь все изменится. Тем не менее, за самой магией скрывается серьезное мировоззрение (собственно, что и можно назвать магизмом). С ним стоит познакомиться, чтобы понимать ключевые расхождения магизма с христианской верой.

В христианстве исповедуется, что в мире все подчинено Божественному Промыслу. Нет ничего, что было бы упущено из мудрой и чуткой заботы Небесного Отца. Даже скорби и беды, даже наши духовные падения попускаются Богом для нашего возможного вразумления. Поэтому достичь подлинного блага можно лишь через личное обращение к Богу. Человек наделен свободой воли, и потому он волен обратиться ко Христу, что бы вокруг него ни происходило (война ли, революция, экономический кризис и т.п.). Магическое же мировоззрение полагает, что нет ни Промысла Божия, ни безусловной свободы, а есть тайная, скрытая сила, невидимо охватывающая все мироздание. Люди, невидимые духи, стихии природы – все подчинены оккультным законам влияния. Кто нашел ключ к этим законам, тот и владеет миром. Если выразиться образно, в магии считается, что все вещи нашего мира соединены невидимыми нитями и что правильно произнесенное заклинание воздействует на эти нити. В магизме сами люди всего лишь живые куклы, к которым привязаны нити невидимого кукловода. С помощью магии можно дернуть за нужную нить, и, как бы живая кукла ни сопротивлялась, действие будет непреоборимым – болезнь, порча, возбуждение полового влечения и т.д. Удивительно, что весьма многочисленны заговоры как раз с привлечением нити и узелков. Процесс завязывания, в частности, трактуется как процесс наведения или снятия порчи: «Нитью обвязывается больной человек, следовательно, и болезнь обвязывается; человек завязан – завязана и болезнь; снимается нить с человека, с нею снимается и болезнь; нить бросается, зарывается в землю, кладется в отверстие дерева, которое затем забивается, с нитью бросается и зарывается в землю связанная болезнь» (Елеонская Е.Н. Сказка, заговор и колдовство в России. М., 1994. С. 174).

Принципы магизма наглядно представлены в известной легенде о гамельнском крысолове. История, разгадку которой до сих пор не могут найти ученые, запечатлена в европейских хрониках средних веков. 26 июня 1284 года (зафиксирован даже день) в немецком городе Гамельне крысолов-музыкант вывел за собой игрой на дудочке 130 детей, которые безвозвратно исчезли. Перед этим город сильно страдал от крыс, нашествие которых в средние века порой сравнивалось с эпидемией. Магистрат обещал большую награду любому, кто избавит город от крыс. Тогда-то и появился флейтист, потребовавший в случае успеха дать ему столько золота, сколько он на себе унесет. Отцы города тотчас же согласились. Крысолов достал волшебную дудочку; на ее звуки сбежались все городские крысы, и их, завороженно следующих за чарующей мелодией, крысолов вывел за город. Тем временем магистрат пожалел о данном впопыхах обещании и отказал флейтисту в награде. Явившись немного погодя, гамельнский крысолов вновь заиграл на волшебной флейте, только на этот раз к нему сбежались уже городские детишки, которых крысолов и увел из города – то ли к реке, то ли к горному ущелью, где они и сгинули. Ученые высказывают разные версии, пытаясь объяснить эту историю; предполагают, что это сказание может быть завуалированным отражением и детского крестового похода, и увода пленных после неудачной битвы, или же гибели в горах под оползнем детей, ведомых музыкантом на праздник по болотистой котловине… Что же касается крыс, то говорят, что они реагируют на высокочастотный звук, издаваемый оловянными дудочками, используемыми в те времена повсеместно ловцами крыс. Событие это запечатлено на витраже гамельнской церкви, который был выполнен около 1300 года, а люди той эпохи воспринимали случившееся как проявление магических чар. Ведь в оккультизме именно выполнение определенных действий, магического ритуала (в данном случае – исполнение чарующей мелодии) неизбежно влечет за собой полагающиеся следствия в жизни людей (в гамельнской легенде – уход детей).

Если в христианстве духовное преуспеяние зависит от того, насколько сердце человека открыто Христу, насколько человек исполняет заповеди Христа и стремится к Богу, то в магии присутствует редкостное равнодушие к Богу. Не то чтобы в магии исповедовался атеизм – порой в заговорах упоминается имя Божие, а заговариваемый человек именуется рабом Божиим, – однако все цели магии исключительно земного характера. Здесь все добывается своим страстным усилием в прорыве к духовному миру: достичь успеха, денег, здоровья, благосклонности любимого человека и т.п.

Не живое обращение к Богу, а действие закономерностей, ожидание эффекта от своих ритуалов – вот что исповедует магия. И если в христианстве духовное совершенство зависит от личностной встречи и единения души человеческой с Богом, то в магии на первом плане присутствуют технология и таинственный ритуал.

Приоткроем завесу. По сути, все тайное знание современной магии сводится к знанию колдовской пирамиды. Колдовская же пирамида – это четыре «истины», учитывающиеся в магических ритуалах: воображение, волевое усилие, вера в магию и соблюдение тайны. Для эффективного колдовства маг должен, во-первых, пользоваться ярким воображением, фантазией, красочно и эмоционально представляя необходимые предметы и лица; во-вторых, он концентрирует все свое внимание, всю свою волю на магическом действе; в-третьих, незабвенно верит в него (а не в Бога, даже если упоминает имя Божие), верит в то, что его слово исполнится, и, в-четвертых, не открывает никому своих тайн. И потому здесь мы не встретим ни одного светлого луча, нисходящего с Неба, не встретим той Божественной помощи и духовного утешения, которые даются в ответ на чистую и мирную молитву христианина.

Исследователи отмечают, что магия признает в нашем мироздании несколько сфер. В высшей сфере обитают добрые духи, а в низшей – злые демоны. Если христианство свидетельствует, что темные духи пребывают в кардинально иной сфере бытия, нежели светлые ангелы (первые – в сфере поднебесной, а вторые – на небесах) и что для соприкосновения со вторыми нужна чистая жизнь и теплая молитва, то в магии ситуация совершенно иная. В магии считается, что с помощью секретных церемоний можно входить в контакт с невидимыми духами, причем не только со злыми, но и добрыми, и якобы получать от них помощь. Более того, с духами можно заключать соглашение, и тогда маг управляет духами в своих интересах – они принадлежат колдуну, пока он живет, а после смерти уже маг навеки принадлежит этим силам. Но о последнем колдун не особенно думает. Он думает о другом, а именно: если мир подвластен духам, а духи заклинаниям, то овладевший заклинаниями становится сам себе царь и бог.

Конечно, глубокая ошибка считать, будто ритуалами и заклинаниями можно склонить к себе добрых духов. Потому что для общности с ангелами нужна верность Богу, Которому служат ангелы, искренняя молитва и отсечение плотских и душевных страстей, а не пассы, нашептывания и вдыхание заморских курений. И те духи, которые выдают себя магам за добрых, на самом деле не настолько добры, как кажется.

Магия по своему внутреннему существу неотрывна от древнего язычества. В язычестве исповедовался политеизм – многобожие. И если Божественное Откровение свидетельствует о Боге, превышающем наш тварный мир, то в язычестве боги всего лишь части материального мира, как частью являются небесные светила и звезды. Они, боги в языческом понимании, также ограничены, зависимы от судьбы и всевозможных превратностей, и значит, в определенном смысле могут быть управляемы. Магия обращается к невидимым духам, этим близким к людям «божкам», но обращается с целью заставить их служить человеку в достижении его земных интересов.

Итак, в магии присутствует попытка управлять своей жизнью и окружающим миром без послушания Богу, а вместо личного единения с Ним предлагается достичь совершенства тебе самому. Поскольку же подобные цели в реальности для падшего человека недостижимы, имитацию власти и совершенства помогают создать падшие духи. Вспомним, как сатана искушал Самого Иисуса Христа перед началом евангельской проповеди: «И сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое» (Лк. 4: 6–7). Христос решительно отверг соблазнителя, но тот же самый соблазн искуситель предлагает людям в форме таинственных знаний, экстрасенсорного саморазвития и оккультной «власти» над миром.

Часто задается вопрос: а существует ли в магии ритуал посвящения души диаволу? Ритуал такой действительно существует, правда, без тех красочных мифических подробностей о явлении диавола наяву и составлении «взаимовыгодного» контракта. Есть просто ритуал особых действий из разряда черной магии, который мы не будем описывать и в котором несчастный человек посвящает свою душу диаволу. Предполагается, что временная цена «контракта» – сила и могущество над другими людьми и природой (хочешь – наводи болезнь, а хочешь – подавай исцеление), вечная же цена – адские муки души.

Еще раз обратим внимание на ключевую в магизме истину. Для мага не важны нравственные ценности и духовное содержание невидимого мира; он признает действие закономерностей, что за определенными магическими пассами должны неизбежно следовать желаемые последствия. Таким образом, в магии главное – правильно выполненный ритуал. В этом – кардинальное отличие магии от церковных таинств, которые не могут помочь человеку без его живого отношения к Богу. При внешне правильно соблюденной обрядовой стороне, допустим таинства причащения, человек может и не приобщиться Христу, поскольку оказывается недостойным причастником. Действие церковных таинств на христианина напрямую связано с его личным внутренним состоянием, с его личным отношением ко Христу. В магии все это не важно: выполнил ритуал, поверил в его эффективность, и более ничего не требуется.

К сожалению, у некоторых христиан отношение к церковным таинствам тоже бывает магическим, когда крещение, причащение, венчание и прочие таинства понимаются как средства к земному благополучию в силу самого совершенного действия. Крестился – и огражден от всех искушений, причастился – и не будешь болеть, венчался – и избежишь развода – так полагает суеверный, с магическим сознанием человек. И часто человек не подозревает, что он (может быть, сам активный борец с колдунами и магами) находится во власти оккультного мировоззрения. Магизм проявляется, например, в таких фразах: «Ты покрести детей, все же болеть они будут поменьше» (а если еще не покрестил, то не подпускай никого к младенцу – сглазят), «Поставь свечку – и сдашь экзамен», «Обязательно набери крещенской воды – от сглаза помогает». То есть магизм проявляется тогда, когда человек забывает о Боге и полагается только на видимый ритуал, а также когда от духовного заведомо ожидается земное и меркантильное.

Это бывает также тогда, когда вычитанное молитвенное правило воспринимается как гарант всевозможных успехов, как бы некий залог, обязывающий духовные силы исполнять все твои пожелания. Даже храмовое богослужение некоторые воспринимают как что-то магическое, некое исполненное старинной и малопонятной эстетики действо, само по себе наделяющее человека невидимой силой. Христианину важно помнить: в молитве самое главное – само общение с Богом, Который знает, как устроить жизнь человека, – Ему мы вверяем свою жизнь и успехи. В священнодействиях же храма человек восходит душой своей к Богу, а Бог смотрит на сердце и потому подает благодать по мере живого обращения души человека к Нему.

Магизм многих наших современников проявляется в том, что, например, человек полагает, будто заболел только лишь потому, что кто-то пожелал ему плохого или, не приведи Бог, навел на него порчу. Таким образом, заболевший человек забывает о Промысле Божием, о том, что Бог заботится о нас посредством наших скорбей и болезней. Внимание неоправданно обращается на магическое представление о причинно-следственных связях наговоров, проклятий и зложелательств с нашими бедами и болезнями. Чужое слово или дурной глаз кажутся первопричиной страданий, но ведь святые отцы называли скорби Божественным посещением: именно в них воспитывается дух христианина, когда человек отвлекается от суетных земных устремлений и обращается душой к тому, что вечно.

Люди с магическим сознанием мыслят о Боге как-то отвлеченно, безлико, часто и вовсе не думают о Нем. В самых лучших случаях они представляют Божество как высший принцип, согласно которому должна устраиваться наша жизнь, как бы некий космический закон, нарушение которого влечет за собой страдания, но не замечают в Нем высшего личностного начала. Поэтому они не умеют о чем-либо Бога просить и не знают, что такое доверие Ему в своей жизни. Попутно заметим, что те христиане, которые в молитве не имеют живого чувства предстояния пред Богом, которые полагаются на текст молитвы, как бы действующий сам по себе, и произносят слова молитв лишь по обычаю, ради обряда, – подобные христиане скатываются к магическому пониманию мира духовного.

И если человек полагает, что он способен достичь духовных высот только своими усилиями, если само совершенство рассматривается как некий итог методики духовного саморазвития, то в этом тоже заметен магизм. Ибо результат ожидается от самих по себе человеческих усилий, словесных формул и пассов, тогда как сердце с его чувствами, ум с его мыслями, воля с ее пожеланиями остаются без живого обращения к Богу.

Подлинная духовная жизнь основана на доверии Богу (а значит, вверении Ему своей участи), сердечном обращении к Нему и исполнении Его заповедей, а не на механическом выполнении ритуалов и бездумном произнесении пусть и самых церковных молитв. Собственно христианское совершенство есть преображающее действие Бога в душе человека, которому сам человек либо способствует, либо препятствует. А вся полнота церковной жизни с ее богослужениями и таинствами, с ее традициями и обрядами, с ее молитвами и духовной культурой является той средой, в которой должна раскрыться душа человека в своем свободном, теплом и искреннем восхождении к Небесному Отцу.
Валерий Духанин
кандидат богословия